welcomedontentr (welcomedontentr) wrote,
welcomedontentr
welcomedontentr

Category:

Ох уж эти амазонки!

Пришло время подвести итоги ушедшего года. 2015-й преподнес мне несколько сюрпризов, одним из которых стали некоторые новые факты в области археологии относительно т.н. амазонок. Давно интересуясь этой темой, уже даже построил для себя некий концепт, основанный на последних данных ДНК-генеалогии, но вдруг был обескуражен. Несколько публикаций в конце года заставили крепко призадуматься. Толчок дала публикация френда starcheolog. В его ссылке на статью "Амазонка Укока «поменяла» пол, обнаружилась фраза: "Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.
Однако в результате анализа ДНК из костных останков, проведенного новосибирскими исследователями (ИЦИГ СО РАН, ИАЭТ СО РАН, Новосибирский государственный университет), мужественная девушка с серьезным набором вооружения превратилась в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости – найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня..". Эта фраза  повергла меня в шок.
Я мысленно откинулся к своей давней публикации о жене Митридата Гипсикрате, где я был совершенно уверен в том что она была из племени амазонок, описываемых еще в античные времена Геродотом. Вот текст из публикации:
"Сенсационной, на мой взгляд, находкой Фанагорийской (Таманской) экспедиции ИА РАН, является т.н. надгробие Гипсикратии.Надгробие Гипсикратии обнаружено в строительном ломе для забутовки древнего подводного ряжа - портового сооружения

Надгробие Гипсикратии обнаружено в строительном ломе для забутовки древнего подводного ряжа - портового сооружения» на Яндекс.Фотках

Верхняя часть надгробия, на котором стояла бронзовая статуя Гипсикратии, жены царя Митридата VI
«Верхняя часть надгробия, на котором стояла бронзовая статуя Гипсикратии, жены царя Митридата VI» на Яндекс.Фотках

"Гипсикрат, жена царя Митридата Евпатора Диониса, прощай"

Эта надпись, вырезанная на верхней части мраморного постамента под бронзовую статую, является совершенно уникальной. Нижняя часть постамента не найдена. По всей видимости, постамент был высоким, о чем говорят большие размеры букв (3,5–4 см), чтобы они могли читаться с довольно большого расстояния.

Из текста следует, что постамент со статуей был надгробием жены понтийского царя Митридата VI Евпатора. Однако неожиданным является то, что женой царя назван мужчина по имени Гипсикрат! Эта совершенно неординарная надпись поставила исследователей в тупик!К счастью, необыкновенные открытия не закончились с находкой этого документа. В биографии знаменитого римского полководца Помпея, написанной Плутархом, мы находим удивительные строчки, которые помогают понять фанагорийскую надпись. Описывая последнее сражение царя Митридата против римских войск, он сообщает: «Сам Митридат в начале сраженья вместе с отрядом из восьмисот всадников прорвался сквозь ряды римлян, однако этот отряд быстро рассеялся, и царь остался всего лишь с тремя спутниками. Среди них находилась его наложница Гипсикратия, всегда проявлявшая мужество и смелость, за что царь называл ее Гипсикратом. Наложница была одета в мужскую персидскую одежду и ехала верхом; она не чувствовала утомления от долгого пути и не уставала ухаживать за царем и его конем…». Таким образом, надпись подтверждает сведения Плутарха о том, что Митридат называл свою жену или наложницу мужским именем. Это свидетельство, рисующее нам образ амазонки, и дает ключ к пониманию такого странного написания имени жены царя в фанагорийском надгробии: те люди, которые устанавливали надгробный памятник, очень хорошо знали такую, в общем-то, интимную деталь взаимоотношений царя со своей женой как специфическое имя, которым он ее называл. Безусловно, эти люди были близки ко двору Митридата.

Итак, жена (или наложница по версии Плутарха) Митридата Евпатора была похоронена в Фанагории, с некрополя которого ее надгробный монумент был перенесен и уложен в подводный фундамент при строительстве какого-то портового сооружения. Но, как случилось, что Гипсикратия умерла или погибла в Фанагории? Хорошо известно, что накануне смерти Митридата Евпатора в 63 г. до н.э. Фанагория подняла восстание против царя, за этим примером последовали и другие северочерноморские города. Об этом довольно подробно сообщают древние авторы, прежде всего историк Аппиан: он (Митридат) послал часть войска в Фанагорию, другой торговый порт при морском устье, чтобы владеть им с обеих сторон, пока еще Помпей был в Сирии. Однако фанагориец Кастор, когда-то оскорбленный царским евнухом Трифоном, напал на Трифона, когда он входил (в город), убил его и призвал народ к свободе. Хотя акрополем уже владели Артаферн и другие сыновья Митридата, жители обложили крепость деревом и подожгли ее, пока Артаферн, а также Дарий, Ксеркс, Оксатр и Евпатра, дети Митридата, испугавшись огня, не сдались и не были пленены. Из них только Артаферну было около сорока лет, остальные же были лишь прекрасными детьми. Клеопатра же, другая дочь Митридата, продолжала оказывать сопротивление; отец, восхищенный ее мужеством, послал множество бирем и освободил ее».

В отношении интерпретации ситуации, которая сложилась в Фанагории ко времени начала восстания, важны следующие обстоятельства. К тому моменту, когда царский евнух Трифон входил в город, акрополь был уже занят митридатовским гарнизоном, которым руководил, по всей видимости, царский сын Артаферн, возможно, вместе со своей сестрой Клеопатрой. При этом Аппиан указывает возраст Артаферна, ему было около 40 лет. Еще старше была Клеопатра, которая была выдана замуж за армянского царя Тиграна II в 95 г. до н.э. В 63 г. до н.э. ей могло быть около 50 лет. Вместе с ними по неизвестной причине на фанагорийском акрополе находились несовершеннолетние дети царя — сыновья Дарий, Ксеркс, Оксатр и дочь Евпатра. Артаферн сдался вместе с несовершеннолетними детьми, опасаясь за их жизнь, на милость фанагорийцев. Впоследствии все они были выданы римлянам. Аппиан, описывая триумфальную процессию Помпея, перечисляет среди прочих ее участников пятерых сыновей Митридата (Артаферна, Кира, Оксатра, Дария и Ксеркса) и двух его дочерей (Оксабарис и Евпатру). Лишь Клеопатра с гарнизоном продолжала сопротивление. Воинский отряд, присланный Митридатом на судах из Пантикапея, спас Клеопатру. К сожалению, мы не знаем, каким образом происходило освобождение дочери царя: то ли солдаты, прорвавшись на акрополь, вывели ее из города, то ли восстание было ими подавлено. Принимая во внимание тот факт, что надгробный памятник Гипсикратии был поставлен на фанагорийском некрополе, и то, что это было сделано людьми, близкими Митридату и знавшими как он называл свою жену, можно полагать, что воины царя захватили город. Но вскоре после смерти Митридата Фанагория получила независимость и автономию.

Очевидно, что Гипсикратия погибла во время этих бурных событий. Она либо уже была в Фанагории вместе с детьми Митридата, среди которых могли быть и ее дети, либо приплыла с военным отрядом на помощь осажденным. Учитывая ее храбрость, последний вариант вполне вероятен. Можно с уверенностью предположить, что вместе с Гипсикратией в Фанагории погибли и другие верные царю люди. Боковые грани надгробного памятника довольно грубо обработаны. Это означает, что они не были видны зрителю, т.е. были закрыты какими-то другими камнями. Скорее всего, памятник Гипсикратии был не один — к нему с боковых сторон примыкали другие надгробия в виде постаментов, на которых стояли статуи. Другими словами, на одном из участков фанагорийского некрополя были вместе похоронены те близкие Митридату люди, которые погибли во время восстания." (Конец цитаты).

Сомнения посетили меня уже тогда, - а была ли эта воительница женщиной?

Дальше больше - на ютубе мне попадается ролик с интервью известного, уважаемого мною, археолога Леонида Яблонского "Сарматские амазонки", где с 10 м 30 с он описывает находку "Филипповка - 1", уверенно отсылаясь на захоронение именно женщины. А вот в следующем ролике


он уже не скрывает своего сомнения - в филипповском захоронении был мужчина!

Невольно всплывает в памяти
из Флобера, из когда-то прочитанного (Саламбо), про войска наемников - женщины мешали продвижению войск, их отгоняли копьями во время похода, они плелись с детьми далеко в обозе за войсками, довольствуясь объедками, даже позади собак. В палатках с военачальниками находились юноши-телохранители.
Полез в Саламбо и обнаружил это. Вот две цитаты:
Первая: "Постоянное общение создавало тесную дружескую связь между этими людьми.
Лагерь заменял для большинства из них отечество; живя вне семей, они
переносили на товарищей свою потребность в нежности; друзья спали рядом,
накрываясь при свете звезд одним плащом. Во время непрерывных скитаний по
всяческим странам, среди резни и приключений между ними возникали странные
любовные отношения, бесстыдные союзы, не менее прочные, чем брак; более
сильный защищал младшего в битвах, помогал ему переходить через пропасти,
утирал на его лбу пот, крал для него пищу; а младший, большей частью
ребенок, подобранный на дороге и ставший потом наемником, платил за эту
преданность нежной заботливостью и супружеской лаской.
Они обменивались ожерельями и серьгами, которые когда-то подарили друг
другу в часы опьянения после большой опасности. Все предпочитали умереть,
и никто не хотел убивать другого. Юноша говорил другу с седой бородой:
"Нет, нет, ты сильнее меня! Ты отомстишь за нас. Убей меня!" А старший
отвечал: "Мне осталось меньше жить! Убей меня ударом в сердце и забудь!"
Братья смотрели друг на друга, держась за руки, а любовники стоя прощались
навеки, плача друг у друга на плече.
Они сняли панцири, чтобы острия мечей скорей вонзились в тело. И тогда
обнажились на телах следы ран, полученных, когда они защищали Карфаген.
Рубцы эти были подобны надписям на колоннах."(С)

И вторая: "Запрещено было грабить города, мучить народы, не принадлежавшие к
пунической расе. Но так как съестные припасы истощались, Мато приказал
распределять порции между солдатами, не заботясь о женщинах. Сначала
солдаты делили пищу с женщинами. Но недостаток пищи изнурял многих из них.
Это было постоянным поводом к ссорам и попрекам; некоторые сманивали
подруг у товарищей обещанием поделиться своей порцией. Мато приказал
беспощадно выгнать всех женщин. Они бежали в лагерь Автарита; галльские
женщины и ливийки заставили их удалиться. Тогда они отправились к стенам
Карфагена молить Цереру и Прозерпину о покровительстве, так как в Бирсе
был храм, посвященный этим богиням во искупление ужасов, совершенных
некогда при осаде Сиракуз. Сисситы, предъявив свои права на военную
добычу, выбрали самых молодых, чтобы продать их, а новые карфагенские
граждане взяли себе в жены белокурых лакедемонянок.
Некоторые из женщин упрямо продолжали следовать за наемниками. Они
бежали около синтагм, рядом с начальниками. Они звали своих сожителей,
тянули их за край плаща, били себя в грудь, проклиная их и протягивая к
ним своих плачущих голых детей. Это зрелище смягчало варваров; но женщины
мешали, представляли собой опасность. Несколько раз их отгоняли, они опять
возвращались. Мато приказал обратить против них пики, поручив это коннице
Нар Гаваса. А когда балеары стали кричать ему, что им нужны женщины, он
ответил:
- У меня их нет!"(С)

Конечно, приведенные цитаты относятся к определенному историческому времени, но ежели рассматривать это явление в ретроспективе, то вполне можно объяснить исторические парадоксы последних археологических открытий.
Товарищи археологи! Скорее давайте ответ на эти исторические вызовы! Иначе мир погрязнет в содомии...
Tags: livejournal, welcome, Σαυρομάται
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment