welcomedontentr (welcomedontentr) wrote,
welcomedontentr
welcomedontentr

Categories:

Этнос рожденный на границе двух эр и континентов. Боспорское царство и савроматы. И снова амазонки?

Тайна золотой маски

Завершая цикл статей о савроматах я поставил эпиграфическое многоточие, понимая что когда-нибудь придется вернуться к этой теме. Но долго ждать не пришлось - пользователь bvsv из моей френд-ленты в ЖЖ, в одном из диалогов, любезно предоставил очень интересные ссылки на материалы Керченского историко-культурного заповедника про захоронение с золотой маской в Некрополе Пантикапея в Керчи. Статью подготовил некто Шаров О.В. (Институт Истории Материальной Культуры Российской Академии Наук, Санкт-Петербург).
Не буду особо останавливаться на описании визита в Керчь в 1837 году августейших особ, то бишь Николая I, его наследника и свиты, но отмечу очень важную цитату: "Император из трех часов пребывания в Городе, если можно полностью доверять сведениям Ашика, два часа пробыл в Керченском музее, где по его величайшему распоряжению самые ценные и яркие предметы из этого погребения были отправлены в Эрмитаж. Через 17 лет этот комплекс в относительно полном виде был издан “Древностях Боспора Киммерийского”. С тех пор, самые яркие находки из этого погребения стали широко иллюстрировать в отечественной и западноевропейской литературе раздел по позднеантичному Боспору."
Для меня это говорит о многом - августейшая особа взяла находку под свой личный контроль, раздробила целостнось находки, отправив наиболее яркую её часть в Эрмитаж, и спустя 17 лет был издан альманах западноевропейской ориентации с нерусской рубрикой "позднеантичный Боспор". К этому обстоятельству придется возвращаться еще не раз, а пока отмечу - с этого момента вмешательства царской особы в материалы археологических исследований, сомнению подверглась даже неоспоримость женского захоронения.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Цитируем дальше:
"Совершим небольшой экскурс в 1837 год, когда был открыт этот яркий комплекс. Дадим вновь слово А.Б.Ашику, который так описал ее открытие: “ Как только приподняли крышку, глаза наши ослеплены были блеском золота; в гробнице лежала золотая фигура с венком на голове. Это была гробница царицы Рескупориды. …. На лице царицы находилась золотая женская маска весом 62 золотника. Маска эта, вероятно, изображала лик царицы. Сколько мне известно, ничего подобного не находимо было в Греции".

А вот уже иной взгляд:
"Несколько иное описание приведено Флорианом Антоновичем Жилем в «Древностях Боспора Киммерийского», где описывается из рапорта того же Антона Ашика открытие этого погребения: “Вместе с восхищением мною овладело удивление, когда я увидел в саркофаге остов с золотым лицом, диадемою на голове и в полном наряде. Одежда царицы усеянная золотыми украшениями; ткань, которою покрыта была голова, ниспадала до пояса и сохранила свой цвет. Эта ткань была шерстяная с золотыми узорами и другими украшениями: но, едва к ней коснулся воздух, то все разлетелось в пыль, и остались только золотые блестки". По богатому убранству костюма, по золотой диадеме и массе золотых и серебряных вещей и А.Б. Ашик и Ф. А. Жиль определили, что в саркофаге покоилась царица Рескупорида".
Обратите внимание - некто Флориан Жиль уничтожает историю прямо на глазах - у него все убранство тут же превращается в пыль.

Идем дальше:
"Однозначная трактовка этого комплекса как погребения царицы была принята во всех научных работах до середины 20 века. В послевоенное время появился ряд отечественных работ, где этот комплекс стал считаться погребением самого царя Рескупорида. Эти две точки зрения сегодня сосуществуют в научной литературе и поэтому можно встретить разные названия этого комплекса: Погребение царицы с Золотой маской, Погребение царя Рескупорида III, царская гробница жены Рескупорида II, погребение с Золотой маской 1837 года, комплекс Глинище 1837 года и т. д. Эти различные взгляды связаны с тем, что о поле погребения (мужское или женское) исследователи судили либо по инвентарю (бусы, браслеты, флакончик, веретено), либо на основании визуального анализа Золотой маски, которая одним казалась мужской, а другим женской. И, конечно, имела большое значение в решении этого вопроса в ту или иную сторону надпись на серебряном блюде «Царь Рескупорид», а также нельзя не отметить, что на многих наших современников повлияли взгляды весьма маститых предшественников".

Сомнения посеяны и они дают всходы:
"Кто из членов царской семьи: царь? царица?, или кто-то другой похоронены в мраморном саркофаге, можно попытаться решить даже сегодня с помощью антропологического анализа".

Даже обратились к известному еврею-антропологу: "Мы обратились к одному из самых известных антропологов нашего времени Илье Иосифовичу Гохману с этой проблемой и он любезно согласился осмотреть Золотую маску на предмет определения, с какого лица она была изготовлена - с мужского или женского. По всем показателям эта маска очень реалистически копирует лицо мужчины среднего возраста европеоидного облика".

Вот так, призвали на помощь маститых авторитетов, но сомнения только усиливаются, если внимательно вчитываться в донесение первооткрывателя Антона Балтазаровича Ашика:
"Вот выписки из донесений и рапортов того же А. Б. Ашика: "В большом 10-метровом кургане в окрестностях Керчи, район Глинище, на глубине более 4 м. был найден мраморный саркофаг, имевший форму паралилепипеда с треугольной крышей и коническими фигурами по углам, напоминающими рога. В нем лежал скелет в полном убранстве с большим количеством драгоценных находок. Помимо золотой маски и золотого венка-диадемы с центральной пластиной, украшенной по краям четырьмя гранатами в оправах, на остове найдены золотые серьги, украшенные гранатами, золотая гривна, два золотых браслета, золотой флакончик для духов, бусы стекляные-мозаичные, золотые граненные бусы, два кольца с вставками камней и одно из чистого золота. По обеим сторонам тела лежали другие золотые и серебряные предметы, в том числе части двух золотых полихромных конских уборов, множество золотых бляшек полностью покрывали всю ее одежду". Остальные вещи лежали без точного указания частично в самом саркофаге, частью в могильной яме. Из серебряных предметов названы А.Б.Ашиком скипетр, ваза с крышкой, украшенная амурами с гирляндами, три серебряных сосуда, составляющих вероятно сервиз, три ложки и круглое большое блюдо с надписью царя Рескупорида и монограммой "АNTВ".

А вот дальше совсем интересно - через сомнения в пропорции маски к длине тела, призвав в подмогу идентификацию оружия, конской упряжи и диадемы, как чисто мужских атрибутов, снова делается вывод о мужском захоронении:
"По всем деталям костюма, включая бусы, серьги, флакончик, веретено, сотням бляшек, усыпающим одежду (560 шт.), вуали-накидке на голове - это погребение должно считаться женским, тем более и рост этой дамы Ашиком тоже указан 150 см. вместе с диадемой. Не совсем увязываются с этим размеры самой Золотой маски, ее высота 22,5см, при обрезанной верхней части лба, так как вверху маски крепилась золотая диадема и, соответственно, маска явно должна была по пропорциям соотношения к общему размеру тела принадлежать даме иного роста, чем указанный Ашиком в отчете. По остальным деталям: оружие, богатая конская упряжь, диадема (аналогичные встречены только в мужских комплексах Керчи - Аджимушкай, 1841, и погребение 1910 года у садов Ф. Пери)? - комплекс может считаться мужским, что подтверждает и антропология".

И, как следствие, нарочито двоякий вывод:
"Таким образом, предварительно можно высказать на сегодняшний день как минимум два варианта объяснения этого необычного факта - либо это захоронение невысокого мужчины в женском одеянии, совершенное по «особому» обряду – как вариант «энарея», либо это захоронение знатной женщины с мужской золотой маской на лице. Фантастичны обе версии, и, несомненно, самым важным и одновременно самым уязвимым моментом является наличие в комплексе золотой маски".

А что же сама маска? Вот её фото в анфас и профиль:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Приводятся три различных описания маски:

Первое: "В карточке хранения золотой маски античного отдела Эрмитажа следующее описание: “маска из золотой пластины выбивной работы, обрезана по лбу, вискам и краю щек. На месте шеи плоский выступ. Нос прямой, веки резко обозначены, левая щека дает легкую припухлость, уголки губ слегка опущены, крупный подбородок. В середине лба две крупных дырочки. По две дырочки на пластине у щек с правой и левой стороны. Выполнена по скульптурной модели - вероятно по гипсовому слепку с лица умершего. Размеры 0.225х 0.15м; вес 254,2 грамма”.

Второе: "Наиболее полные описания керченской золотой маски нам оставил профессор Казанского университета Сергей Константинович Кузнецов в небольшой работе 1906 года, посвященной погребальным маскам: «Золотая маска, весом в 62 золотника, прекрасно сохранилась; она изготовлена, несомненно, по слепку с лица (негативу), но при надавливании инструмента, которым золотой лист прижимался к углублениям формы, лист кое-где дал трещины или образовал дырочки, почему лицевая сторона там и сям носят следы подправки ».

Внутренняя сторона маски в местах наиболее углубленных сохранила следы какого-то буро-красного вещества, как это встречается в большинстве чеканных золотых украшений. На оборотной стороне маски в разных местах видны отпечатки тонкой петлистой ткани, на подобие сетки, быть может - благодаря тому, что ювелир, для ослабления силы удара, оборачивал свой инструмент (чекан ?) подобною материей.

Работа маски великолепна, а тип лица, безусловно, прекрасен. Черты лица выражены чрезвычайно правдиво, благодаря посмертному слепку; особенно бросается в глаза выражение покоя, если смотреть на маску в профиль"
.


И третье: "Совершенно иное восприятие лица маски мы находим в красочном описании Флориана Жиля: „Легкая судорога, застывшая на лице, рот немного скривившийся направо, выражение глаз с едва опущенными веками, правый зрачок приподнятый ко лбу, тогда как левый почти подошел к носу - как бы указывают на то, что в момент смерти глаза застыли скошенными, наконец, разлитое по всему лицу торжественное спокойствие смерти - все указывает нам, что маска дает точное выражение лица; только что застывшего в предсмертной агонии". Опять этот Флориан Жиль,

И следует очень интересный вывод:
"Все эти три описания сходятся в одном, что маска сделана по гипсовому посмертному слепку. Это оказалось еще одним общим заблуждением, так как гипсовый слепок при работе чеканом обязательно бы разбился и работа с золотым листом толщиной до 0.5 мм. могла вестись только по деревянной резной модели. Об этом свидетельствует как отсутствие следов обработки внутренней поверхности маски, так и отсутствие царапин, которые появились бы при работе с более твердым материалом.

 Нельзя не упомянуть для искушенных читателей и очевидных истин, которые не требуют особых доказательств. Для изготовления маски было использовано золото, материал особого сакрального значения во всех мировых культурах, и наличие золотой маски является в других известных нам комплексах независимо от эпохи показателем самого высокого статуса умершего. Это и значительно более ранние, чем керченский, комплексы Микенских шахтовых гробниц, которые сегодня датируются уже 17 веком до нашей эры, и золотые маски фараонов Египта, и золотые маски вождей Иллирии VI - IV вв. до н. э. Традиция изготовления масок не прерывалась и в эллинистическое, и римское время, и в античном мире, и в Птолемеевском Египте, но постепенно стали использовать уже вместо золота иные материалы: в античном мире воск и гипс, которые раскрашивали, а в Египте и гипс, и штук, и папье-маше, которые также расписывали и часто также и золотили. В римское время золотые маски известны только на периферии античного мира на восточной окраине Великой Империи - в Сирии. Они часто встречаются в собраниях местных музеев, и в основном, увы, происходят из грабительских раскопок. В тех случаях, когда известны условия их находок - они также лежали на лице. Они также передают индивидуальные черты лица, т.е. развитие этой традиции шло также по линии создания портрета, но эти известные нам маски очень грубой работы и изготовлены из очень тонкой золотой фольги. В этом же «сирийском» стиле изготовлена золотая маска из Ольвии, которая также передает индивидуальные черты лица - классический прямой нос и тюркские усы и бороду, что дало основание высказать гипотезу, что перед нами лицо монголоидного облика. При всей небрежности их исполнения, нельзя не отметить и высокую степень реализма большинства из масок. Возможно, в этих случаях при работе с тонкой золотой фольгой можно было обойтись и без деревянного резного портрета, и работать только с гипсовым слепком, что невозможно было при работе с керченской маской"
.


Но самое сенсационное в статье скрылось в предпоследнем абзаце:
"По стилю исполнения (и мастерство резчика по дереву, и последующей работы чеканщика) керченская золотая маска явно очень близка к прекрасным образцам античных бронз и скульптур, чего нельзя сказать об остальных известных на сегодня золотых масках. Очень близки по иконографии к нашему портрету некоторые черты лица Динамии на известном бронзовом бюсте - тот же тяжелый подбородок, опущенные складки рта, полные губы, припухлость над верхней губой, одутловатое лицо, сильная ассиметрия".

Судите сами - вот она, Динамия, дочь Фарнака II, 47 до н. э.—11 до н. э., царица Боспорского царства:

Это единственное изображение единственной царицы Боспорского царства, дошедшее до нас.

А почему же единственное?
Достаточно взглянуть на полный список царей Боспорского царства, правивших с начала V века до н. э. — конца III века:

Археанакт — ок. 480 до н. э.

Спарток I, архонт Боспора 438 до н. э.—433 до н. э.

Сатир I, сын Спартока I, архонт Боспора 433—389 до н. э.

Левкон I, сын Сатира I, архонт Боспора 389 до н. э.—349 до н. э., архонт Феодосии —349 до н. э., басилевс всех Синдов и Меотов —349 до н. э.

Спарток II, сын Левкона I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 349 до н. э.—344 до н. э.

Перисад I, сын Левкона I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 349 до н. э.—310 до н. э.

Сатир II, сын Перисада I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 310 до н. э.—309 до н. э.

Евмел, сын Перисада I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 310 до н. э.—304 до н. э.

Спарток III, сын Эвмела, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 304 до н. э.—284 до н. э.

Перисад II, сын Спартока III, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 284 до н. э.—245 до н. э.

Спарток IV, сын Перисада II, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 245 до н. э.—240 до н. э.

Левкон II, сын Перисада II, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 240 до н. э.—220 до н. э.

Гигиенонт 220-200 гг. до н. э.

Спарток V 2 в. до н. э. (примерно с 205 до н.э. до 185 до н.э.)

Перисад III 2 в. до н. э. около 185 – 180 гг. до н.э.

Перисад IV около 155 – 125 гг. до н.э.

Перисад V, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 125 до н. э.—109 до н. э.

Савмак — 109 до н. э.

Митридат VI Евпатор, р.134 до н. э., сын Митридата V Эвергета, басилевс Понта 123 до н. э.—63 до н. э., архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 107 до н. э.—63 до н. э.

Митридат VII, сын Митридат VI Евпатора, наместник Боспора 107 до н. э.— 81 до н. э., басилевс Колхиды 85 до н. э.— 81 до н. э.

Махар, сын Митридат VI Эвпатора, наместник Боспора 81 до н. э. — 65 до н. э.

Фарнак II, сын Митридат VI Эвпатора, 63 до н. э.—47 до н. э.

Динамия, дочь Фарнака II, 47 до н. э.—11 до н. э.

Асандр, муж Динамии, 47 до н. э.—17 до н. э.

Полемон I, сын Зенона, муж Динамии, басилевс Киликии 40 до н. э.—37 до н. э., басилевс Понта 37 до н. э.—8 до н. э., царь Боспора 14 до н. э.—8 до н. э.

Тиберий Юлий Рискупорид I Аспург, сын Асандра, 8 до н. э.—37
Митридат VIII, сын Рискупорида I Аспурга, 38—45
Тиберий Юлий Котис I, сын Рискупорида I Аспурга, 45—62
Тиберий Юлий Рискупорид II, сын Котиса I, 68—93
Тиберий Юлий Савромат I, сын Рискупорида II, 92—123
Тиберий Юлий Котис II, сын Савромата I, 123—132
Тиберий Юлий Реметалк, 131—154
Тиберий Юлий Эвпатор, 154—170
Тиберий Юлий Савромат II, сын Реметалка, 174—210
Тиберий Юлий Рискупорид III, сын Савромата II, 210—228
Тиберий Юлий Котис III, сын Рискупорида III, 227—234
Тиберий Юлий Савромат III, 229—232
Тиберий Юлий Иннтимей, 238—242
Тиберий Юлий Рискупорид IV, 242—276
Тиберий Юлий Рискупорид V, 242—276
Тиберий Юлий Фарсанз, 242—254
Тиберий Юлий Савромат IV, сын Рискупорида IV, 275—318
Тиберий Юлий Тейран, 275—278
Тиберий Юлий Хедосбий, 278—285
Тиберий Юлий Фофорс, 285—309
Тиберий Юлий Радамсад, 309—322
Тиберий Юлий Рискупорид V, сын Савромата IV, 318—341
Тиберий Юлий Рискупорид VI, 322—337
Тиберий Юлий Савромат V, сын Рискупорида V, 341—
Тиберий Юлий Дуптун, —402

В 520 г. Боспор попал под власть Византии и оставался в ее составе до 576 г., когда был завоеван Тюркским каганатом. Византия вернула его себе в 588 г. (как и другие владения в Крыму).
РОМАНИЯ (Восточная Римская империя. Византия — 306 -29.5.1453)
Фактически существовала с 306 года, когда император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу Римского государства. Официальное разделение империи на Восточную и Западную произошло в 395 году. Византия владела землями на южном берегу Крыма, Херсонесом, а временами и Боспором (520 -576, 588 — 1204 и ок.1300 — ок.1330 гг.). Погибла в результате нашествия турок-османов.

Из приведенного списка мы видим единственную царицу, прямого потомка, а именно внучку, знаменитого царя Митридата VI Евпатора - грозного соперника Рима. А еще вспомним, что Митридат VI называл свою верную жену-амазонку мужским именем Гипсикрат. Что все это значит? Почему такие ограничения даже на упоминания женщин в царской плеяде?
А все очень просто. Боспор периодически то завоевывал независимость от Рима, то попадал в вассальную зависимость от него. Дошедшая до нас титулатура Боспорских царей выдержана в имперском, римском стиле, где женщине официального места в политике не было, так, разве что матерью или женой великого римлянина можно было попасть в историю. Иное дело Боспорское царство - наличие в списке царей пяти Савроматов говорит о царствующем положении и савроматской знати, и тесных взаимоотношениях Боспора с сильными местными кочевыми савроматскими племенами, оседлавшими Евразийскую степную хорду и зимний переход кочевых племен по замерзшей Меотиде между Европой и Азией. Савроматы же, потомки амазонок, большей частью находились в состоянии гинекократии, где женщина имела главенствующую роль. Вот и приходилось царям Боспора скрывать свою "женовладеемость", а то и царствование женщин.
А теперь внимательно взглянем на венок-диадему в захоронении:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мы отчетливо видим женщину верхом на коне - без всякого сомнения, это амазонка. Дело в том, что именно амазонки, в эпоху перехода с бронзы на металл уже владели металлическими стременами и таким способом верховой езды, познакомив с ним весь остальной мир. Для античного мира, разъезжавшего на двухколесных квадригах стремя было в диковинку. И еще одно немаловажное обстоятельство - на боспорских монетах конь появляется именно в тот момент, когда савроматская знать тесно влилась в царствующую династию боспорян. Но об этих фактах, подробнее, в следующих публикациях.

Ну и, наконец, пояс из захоронения:

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это прежде всего портупейный пояс воина, состоящий из металлических пластин на кожанном основании. Это еще богато инкрустированный золотом и драгоценными камнями пояс знати, царский пояс. Но что мы видим на пластине в центре фотографии? Все верно - это савроматская тамга царственной принадлежности.
Знаки-тамги боспорских царей
«Знаки-тамги боспорских царей» на Яндекс.Фотках
Так почему же история амазонки из Боспорского царства так тщательно замалчивалась и искажалась древними римлянами, русскими царями-императорами, и разного рода исследователями, явно не русского происхождения? Почему сегодня замалчивается тот факт, что потомки амазонок - савроматы, являвшиеся неотемлемой частью цивилизации индоариев "скифского", а позже "сарматского мира", приобрели бесценный цивилизационный опыт правления целыми народами не от кого-нибудь, а от великих цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима? Почему для истории они как бы бесследно исчезли? Почему исчез из истории полутысячелетний пласт жизни людей, всегда населявших Русскую равнину, от падения римской империи до крещения Руси? Думаю, на эти вопросы в скором времени мы получим ответы - люди все больше пытаются заглянуть в свое далекое прошлое, поскольку именно нашему поколению довелось пережить сразу несколько общественно-экономических формаций, пронизанных ложью и фальсификацией, в том числе и нашей истории.
Tags: Σαυρομάται
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments